Александр Мельник
Автор
Автор
В Риме очень много памятников, построенных в честь исторических побед. Даже самый знаменитый Колизей, созданный за счёт военных трофеев из Иерусалима, показывает насколько великая армия была у государства. Ведь именно благодаря своей армии Римская империя стала такой великой.
С первых дней своего существования Рим боролся со своими соседями: сначала на территории современной Италии, а затем за границей.
Триумфальные арки Рима – это свидетельство о воинственных победах, которые совершали великие генералы и их солдаты. И именно Римскими арки вдохновились архитекторы в Париже, Берлине и многих других городах.
Генерал, возвращающийся с войны в Рим с великой победой, хотел отпраздновать свой успех, свой триумф. И в честь этого Римский Сенат создавал «триумфальные» арки, через которые генералы со своей армией проходили под ликование народа. Так это название и закрепилось за ними.
Это был парад победы, на котором генералов одевали в костюм бога. В этот день особо отмечали военные победы, разбрасывали монеты в толпу. А в конце генерал шел по Капитолийскому холму, чтобы сделать посвящение в храме Юпитера. В этот храм мало кто мог попасть, поэтому это была большая честь.
Арка Константина, стоящая около Колизея, является одновременно и старейшей, и крупнейшей сохранившейся триумфальной аркой Рима.
После постройки этой арки все генералы проходили через неё. Обычно парад победы начинался от Большого Цирка, проходил под аркой Константина, далее шли через Римский форум и заканчивали у Храма Юпитера на Капитолийском холме.
Сенат построил арку в 315 году в честь победы Константина над его соперником Максенцием в битве при Мильвийском мосту тремя годами ранее. Эта битва решила кто станет императором Римской империи, и в конце концов христианство распространилось именно благодаря Константину — первому императору, официально разрешивший эту религию и прекративший гонения на христиан.
Интересно, что на арке не упоминается Максентий, хотя при ином исходе эта арка могла быть его. Это связано с тем, что Константин осуществил damnatio memoriae (проклятие памяти), это значит что он хотел стереть любые следы его существования.
А было достаточно сказать, что он проиграл.
На арке не видно сцен из битвы на Мильвийском мосту, но если вы посетите станцы Рафаэля в Ватикане, то сможете увидеть фрески с этим знаменательным моментом. И это действительно важно, потому что кто знает какой бы был сейчас мир, не будь в нём 2000 лет христианства.
Хоть этот памятник называется аркой Константина, но это скорее коллаж императоров Рима, так как здесь есть части из памятников других императоров: Траяна, Адриана (построившего Пантеон) и Марка Аврелия (чья лошадиная статуя стоит в центре Капитолийских музеев).
Арка Константина когда-то была цветной и её украшали статуи, однако ничего из этого не сохранилось.
В средние века арка Константина была включена в имущество одной из влиятельных семей, которая следила за ней. Такой семьёй для арки стал род Франжипани, который в 12 веке также следил за Колизеем, однако к 15 веку они потеряли контроль над ними. Всё это время за аркой и Колизеем не следили и лишь в начале 2000-х годов памятники отреставрировали.
Арка Тита, стоящая у входа в Римский форум, была возведена после смерти императора Тита в 81 году. Скорее всего арку построил его брат и приемник Домициан, наследие которого включает цирк под Пьяцца Навона.
Мы знаем, что Тит умер к тому времени, когда была построена арка, из-за надписи на её лицевой стороне. В ней говорится о божественном — и поэтому умершем — Тите (императоры могли быть объявлены богами только после того, как они покидали этот мир).
Рельефы внутри Арки Тита повествуют о строительстве Колизея. Тит был императором, который окончательно захватил Иерусалим в 70 году н.э. после затяжной войны между Римом и Иудеей. После штурма города римляне разграбили его, забрав все сокровища и увезли их с собой в Рим.
Рельеф справа изображает триумфальное шествие Тита в 71 году н.э. Стоя в своей колеснице с солдатами впереди, его коронует богиня Победы.
Левый рельеф показывает добычу, взятую из Иерусалима. Среди наиболее узнаваемых объектов — менора (канделябр с семью ветвями), как центральный элемент еврейского ритуала, Ковчег, золотые трубы и стол с хлебом.
Римляне использовали эти бесценные сокровища для финансирования строительства Колизея. Кроме этого для постройки использовали рабов, захваченных в Израиле. Об этом говорит нам Арка Тита, через которую евреи всегда отказывались проходить.
В средние века арка была под надсмотром семьи Франгипани. При этом ей был нанесен ужасный урон за это время, и в начале 19 века её пришлось почти полностью восстанавливать.
Арка Януса стояла в восточной части Бычьего Форума — древнего римского скотного рынка.
В старых архивах упоминается в этом месте некую арку Божественного Константина (Arcus divi constantini). И поскольку Константин славился своей победой над Максенцием в 312 году, можно предположить, что эта арка была воздвигнута либо им, либо его сыном Константином II.
Как и Арка Константина, Арка Януса в Риме была построена из сполии (повторно использованного материала) от других памятников. В средние века семья Франгипани превратила её в крепость (как и Колизей, и Арку Константина), и она оставалась такой до 18 века.
27 июля 1993 года около арки Януса взорвалась бомба, организованная сицилийской мафией. В полночь мафия взорвала бомбу в автомобиле у церкви Сан-Велабро-ин-Форо, повредив структуру арки и заставив власти закрыть её для общественности. К счастью смертельных случаев не было.
Ни одна из 48 статуй, которые когда-то заполняли её ниши, не сохранилась, как не сохранился и её старая крыша. Однако подойдите достаточно близко, и вы сможете увидеть 4 статуи, которые представляют самых почитаемых богов и богинь Рима — Юнону, Минерву, Цереру и саму Рому.
Один из молодых восходящих звезд эпохи Августа (31 г. до н.э. — 14 г. н.э.), Друз был одним из величайших полководцев ранней Римской империи. Он был первым человеком, который повел римские легионы через Рейн в Германию, добился значительных успехов в борьбе с несколькими германскими племенами.
Затем, в 9 г. до н.э., он упал с лошади и умер.
Память Друза жила в литературе и произведениях искусства, но эта арка не имеет к нему никакого отношения. Археологи датировали так называемую «Арку Друза» началом 3 века нашей эры и приписали ей функцию переноса воды из одного из римских акведуков Аква Антониана в Термы Каракаллы.
Из трех первоначальных проходов арки до наших дней сохранился только центральный. Если судить по оставшейся трети, похоже, что весь памятник был сделан из травертина и облицован мрамором.
Возвышаясь между Курией (Сенатской палатой) и Рострой у подножия Капитолийского холма, триумфальная арка Септимия Севера выделяется среди Римского Форума.
Арка была построена в 203 году, чтобы увековечить военный успех императора Севера. Как это было принято на других триумфальных арках Рима, она содержала пояснительную надпись, в которой перечислялись многочисленные титулы императора (Август, Патер Патрия, Понтифик Максим, Проконсул и т.д.). Также здесь объяснялось, почему Сенат и жители Рима сочли целесообразным посвятить арку в его честь (за победу над парфянами, спасение республики и расширение Империи в данном конкретном случае).
Септимий Северус был фактически спасением для Республики. Император не только пережил своих соперников Пескенния Нигера и Клодия Альбина в их собственных заявках на императорский трон, но и успешно урегулировал гражданскую войну.
Арка Септимия Северуса демонстрирует довольно обширную визуальную составляющую. Помимо двух изображений бога войны Марса, изображения Геракла, нескольких природных божеств, включая четыре времени года и речных богов, в ней содержатся и иллюстрации обычных римских легионеров.
Посмотрите на арку изнутри Римского форума, и вы увидите, что иллюстрации дают исчерпывающее повествование о военных кампаниях Северуса. Чтобы получить хронологию, вам нужно идти слева направо и снизу вверх.
Сначала вы видите, как римская армия покидает свой лагерь, их битву с парфянами, а сам император Септимий Северус произносит воодушевляющую победную речь. Затем идет освобождение Нисбиса, осада и захват города Эдесса, а также признание Северуса среди своего населения как бога.
Затем мы видим еще одно подчинение, на этот раз короля Абгара и Осроени, которое приводит к тому, что Северус произносит еще одну речь в армии. Кампания продолжается, он нападает на Селевкию и обращает парфян в бегство, что приводит к капитуляции Селевкии и подчинению Парфии римскому правлению.
Наконец, армия Северуса атакует Ктесифон с осадной башней, и после ее капитуляции император произносит заключительную речь перед своей победоносной армией за ее пределами. Можно с уверенностью сказать, что это показывает многое. Но самое интересное не показывает Арка Септимия Северуса. И то, что он не показывает — сына императора Северуса, которого звали Гета.
После смерти Септимуса Севера разделить трон остался его сын Гета и другой сын Каракалла. Гета был убит своим братом в 211 году и умер на руках матери. Затем Каракалла совершил damnatio memoriae (проклятие памяти) своего брата, удалив все визуальные и эпиграфические следы его существования, в том числе на арке.
То, что мы об этом знаем, показывает, насколько его усилия были напрасными.
*****
На этом всё, теперь вы знаете куда больше об триумфальных арках Рима.
Кстати на моем сайте вы найдете информацию не только об арках.
Какую арку в Риме вы бы хотели посетить?
Делитесь в комментариях!
А что вы думаете об этом? Делитесь в комментариях: