Александр Мельник
Автор
Автор
Капитолий в Риме – это целый комплекс языческой истории, христианской религии, архитектуры великого Микеланджело и первого в мире публичного музея.
О происхождении слова «Капитолий» есть легенда, согласно которой, жрецы в руинах первого храма Юпитера нашли человеческую голову (caput).
По их мнению, она принадлежала обожествлённому мифическому герою Толлию. Эту находку истолковали как знак будущего главенства Рима над всем миром, а холм назвали Capitolium — «голова Толия» (capite Toli).
Капитолийский холм – самый низкий из всех семи, на которых построен Рим. Но на нём было возведено самое высокое здание Рима того времени – Капитолийский храм в честь Юпитера. В этом храме проходили народные собрания, и заседал сенат республики.
С приходом христианства языческий храм и древние статуи богов уничтожались фанатиками, и значение Капитолийского холма постепенно утрачивалось.
Обновить историческое и мифическое сердце Рима в 1536 году решил папа Павел ІІІ для торжественного приёма императора Карла V. Проект переустройства Капитолия предложил Микеланджело, воодушевлённый получением звания почётного гражданина Рима в 1537 году.
Он спроектировал овальный цоколь для статуи Марка Аврелия, окружил его овальным тротуаром, который заменил собой бесформенную площадь перед Палаццо Сенаторио. Перед фасадом этого дворца он разместил две полукруглые симметричные лестницы и Кордонату – широкий ступенчатый спуск, соединяющий площадь с теперешней Пьяцца Венеция.
Строительство по проекту Микеланджело было завершено в 17 веке, в результате, ансамбль Капитолия связал современный Рим с руинами Римского форума по другую сторону Капитолийского холма.
Создав площадь Капитолия в Риме трапециевидной формы, и обрамив её с трёх сторон фасадами дворцов, великий архитектор выразил понимание оптического восприятия архитектуры и раскрыл площадь к пространству города.
В центре площади – древняя бронзовая статуя императора и философа Марка Аврелия: в величавом безмолвии герой и правитель, разумом подчинивший себе мир, победоносно скачет вперёд. Подобные статуи наполняли всю огромную империю, но были уничтожены рьяными католиками как часть языческого культа.
Сохранилась только эта одна, потому что философа приняли за императора Константина, который открыл двери империи перед христианством. В этом есть не то божественная справедливость, не то божественный юмор. «Что бы кто ни говорил и ни делал, мой долг – быть добрым», – как неожиданно близки эти слова Марка Аврелия учению Христа.
Какое недоумение вызывал этот мудрый правитель, неохотно шедший в Колизей, и отвлечённо рассматривавший документы в самый пик кровавых зрелищ.
Именно в таком виде вы можете сейчас видеть одну из величайших центральных площадей в истории архитектуры.
Музей Капитолия в Риме –это комплекс галерей, устроенный на Капитолийском холме. Выставки музея размещены в Палаццо Нуово и Палаццо деи Консерватори, в 2000 году их объединили Табуларием – подземным туннелем.
Первый вклад в фонд музея сделал папа Сикст ІV, в 1471 году пожертвовавший собственное собрание бронзовых скульптур. Во второй раз коллекция пополнилась в 1734, когда папа Климент ХІІ приобрёл для музея более 400 древнеримских статуй у кардинала Алессандро Альбани.
Со дня основания залы музея наполнялись изваяниями и мозаикой, оружием и одеждами знати, монетами и медалями, фарфором и живописью. Настоящее сокровище музея – Пинакотека, в которой собраны оригиналы картин Тициана, Тинторетто, Пьетро да Кортона, Веронезе, Рубенса и Караваджо!
А что вы думаете об этом? Делитесь в комментариях: