Площадь Навона – одно из самых посещаемых мест среди туристов. Эта площадь – символ итальянского барокко. ✓В статье: история, постройки и многое другое.
Площадь Навона, расположенная в центре Рима, пережила за свою историю множество изменений: сначала она была стадионом, где проводились состязания античных атлетов, позже её превратили в городской рынок, а сейчас площадь Навона в Риме – один из самых посещаемых и излюбленных уголков города среди туристов.
Каждый, кому удалось здесь побывать, отмечает необычную и величественную атмосферу этого места, его живописность и умиротворенность.
История Пьяцца Навона
Период Античности
История этого места берет начало от самого Юлия Цезаря. Считается, что это он дал указание о строительстве в 46 году до нашей эры. Цезарь любил баловать римлян зрелищами и поэтому решил возвести на этом месте стадион, где должны были состязаться гладиаторы. Возможно, что греческое слово «Агоны» (в переводе, как состязание) и дало будущей площади название.
Позже, во время правления императора Тита Домициана, стадион стал расширяться и приобрел по тем временам внушительные размеры: 275 на 106 метров, и вместительность до 15 000 человек.
Строение также украсили барельефами, скульптурами и изображениями героев и богов, а в арках вокруг сооружения расположились многочисленные ремесленники и торговцы, пристроив здесь свои лавочки. А для тех, кому хотелось женской ласки, были открыты бордели.
Средние века
Период Средневековья ознаменовал большие перемены в судьбе и назначении пьяцца Навона – на месте трибун выросли дома, а сама арена превратилась в площадь, где проводились религиозные праздники и шествия. Здесь же стали возводить церкви, первая из которых появилась на месте бывшего публичного дома. Посвящен этот храм был Святой мученице Агнессе, очень почитаемой у католиков.
История Агнессы считается одной из самых невероятных. Начинается рассказ с того, что Святая Агнесса приняла христианство и дала обет безбрачия, но один из влиятельных римских чиновников, увидев Агнессу, захотел заполучить её. Но святая ему отказала, и тогда он велел бросить Агнессу в заточение, где вскоре узнали, что девушка – христианка.
Так как в то время совершались гонения на христиан, то Агнессу поставили перед выбором: или она делает жертву римским божествам, или её отправляют в публичный дом. После отказа девушки принести жертву, её отвели в бордель, где и сорвали одежду, но волосы чудесным образом отросли настолько сильно, что Агнесса не предстала перед мужчинами нагой.
Но и дальше чудеса продолжались: все мужчины, приходившие в публичный дом и пытавшиеся овладеть девушкой, уходили ни с чем, так как теряли всю свою мужскую силу.
Попытку предпринял и сам виновник всей этой истории, но как только он подошел к Агнессе, в момент пал замертво. По просьбам родных, девушка сжалилась и помолилась за чиновника, который ожил через некоторые время после молитв.
За колдовство Агнессу хотели сжечь на костре, но не зажигался костер, и тогда, наконец, один из солдат заколол девушку ножом.
Эпоха барокко
Свой роскошный и помпезный облик, который дошел до нашего времени, был придан площади Навона в Риме именно в период барокко. Это время тесно взаимосвязано с фамилией одного из старейших семейств Рима – Памфили.
3 старинных дома, находящихся на площади, были приобретены Антонио Памфили в XV веке, а через 2 столетия Джованни Баттиста Памфили, став папой Римским и взяв имя Иннокентия X, задумал построить здесь семейный дворец. Работа над проектом палаццо Памфили была поручена мастеру Джироламо Райнальди.
По завершении строительства Иннокентий X подарил дворец своей родственнице (супруге брата) донне Олимпии, которая также внесла вклад в облик площади. Она решила реконструировать всю пьяцца Навонна по подобию древнеримского форума.
Так, здесь обустроили по её указанию акведук Девы, из которого впоследствии легендарный скульптор Лоренцо Бернини в 1649 году возвел знаменитый «фонтан Четырех рек» на площади Навона. Затем мастер переделал и еще 2 уже существующих рукотворных водоема – Мавра и Нептуна, хотя свой нынешний облик они получили намного позже.
В 1652 году рядом с особняком семейства Памфили была построена новая церковь в честь Святой Агнессы — Сант-Аньезе-ин-Агоне, а прежний храм эпохи Средневековья был разрушен вместе с античными арками. Освящение новой церкви прошло в 1672 году, а в ее стенах был впоследствии погребен и сам Иннокентий X.
Площадь Навона сегодня
В наши дни пьяцца Навона в Риме занимает огромную территорию, ежедневно это место привлекает огромное число не только туристов, но и жителей столицы: толпы гуляют и днем, и ночью. Различные конкурсы, веселые танцы, многочисленные уличные музыканты и художники, гуляющие влюбленные пары создают особую атмосферу, здесь же можно насладиться прохладой возле одного из фонтанов или посидеть за чашечкой кофе в уютном кафе. Каждый год в преддверии Рождества на площади проводятся ярмарки, где главным образом продаются игрушки, а также проходят яркие карнавалы.
Но истинными же украшениями и достопримечательностями площади Навона в Риме являются ее роскошные архитектурные постройки – настоящие произведения искусства. Неудивительно, что у путешественников, оказавшихся здесь в первый раз, глаза разбегаются.
Дворцы
Палаццо Памфили – изящное строение в стиле барокко на площади Навонна, выполненное в светлых тонах. Фасад здания был построен под руководством Райнальди, а галерея, овальная лестница и большой зал являются творениями Борромини. Сегодня здесь расположено посольство Бразилии.
Палаццо Браски: построено здание этого дворца было в 1792 году для родственника папы Пия VI. Проект принадлежит архитектору Козимо Морели. Во время вторжения Наполеона отделочные работы пришлось приостановить, а род Браски утерял право на владение особняком.
По окончании Второй мировой войны свое временное пристанище здесь нашли сотни эвакуированных семей, в 1952 году здание было отдано под музей. На углу палаццо стоит античная «говорящая» римская статуя, носящая имя Пасквино. Обнаружена она была в 1501 во время раскопок, предполагается, что во времена Домициана скульптура служила украшением стен стадиона.
Церкви
Сант-Аньезе-ин-Агоне – величественная белоснежная церковь, которая сохранила свой первозданный облик благодаря стараниям реставраторов, так как здание пострадало в период Второй мировой войны. Роскошное внутренне убранство с мраморными барельефами привлекает множество посетителей. Голова праведной Агнессы до сих пор хранится в стенах храма как священная ценность.
Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре – церковь, посвященная Св. Марии. Располагается она напротив палаццо Памфили. Само здание находится в окружении домов и смотрится не так величественно. Внутри можно увидеть фрески руки самого Рафаэля.
Фонтаны
На пьяцца Навона одним из главных достояний считаются фонтаны. Всего здесь их 3, и они тоже выполнены в стиле барокко.
Фонтан Нептуна красуется на северной стороне. Он построен в 1574 году. Когда-то он был простым каменным бассейном, из которого брали воду горожане, но к концу XIX века власти решили его задекорировать. Фонтан стала украшать фигура морского владыки, который поражает трезубцем изворотливого осьминога.
Другой фонтан, построенный в 1576 году, называется фонтан Мавра. В центре сооружения вылеплена статуя Мавра, борющегося с дельфином.
Но главным украшением площади Навона, бесспорно, является знаменитейший из ее фонтанов, который называется фонтаном «Четырех рек». Шедевр создан скульптором Бернини. Мастер трудился над этим шедевром в 1648-1651 годах.
Европу в композиции представляет Дунай, Азию – Ганг, Африку показывает нам Нил, а Америку – Ла-Плата. В самом центре чудесного фонтана высится обелиск, взмывающий в небо стрелой. Он имеет высоту 16,53 метра. На египетский манер обелиск покрыт иероглифами.
Как добраться
- автобусом №64 (до остановки Vittorio Emanuele), №87 (до Colosseo), №70 или 492;
- от Пантеона можно пройти метров 500 пешком, следуя по указателям;
- на метро по линии В до станции Barberini или Spagna.
Музей
Музей Рима (в дворце Браски) — часы работы с 9:00 до 19:00, выходной – понедельник
Стоимость
Цена билета – 9 евро.