Музеи Ватикана с 7 километрами художественных галерей являются одними из крупнейших в мире. В этой статье вы узнаете, какие шедевры нужно непременно посмотреть и как найти жемчужины среди такого огромного музея.
Фото из музеев Ватикана:
Даже в этой длинной статье я смогу рассказать лишь о некоторых экспонатах, а гид даст вам куда больше полезной и интересной информации. А теперь вернёмся к музеям.
В этой статье я предлагаю увидеть 10 лучших работ. Почему именно эти 10?
В Музеях Ватикана так много всего интересного, что если я перечислил бы всё, то статья была слишком длинной. Я часто бываю в Ватиканских Музеях и скажу честно – каждый раз вижу что-то новое.
Если это ваш первый визит в Музеи Ватикана, или у вас не очень много времени, то эта десятка точно для вас.
Важный совет: заранее планируйте ваш визит в Ватикан! В туристический сезон и на праздники (Новый год и Рождество, например) часто нет билетов в кассе. Поэтому рекомендую брать билеты заранее.
Забронировать билет в музеи Ватикана →
Для тех, кто хочет понять истинные смыслы шедевров музеев Ватикана, рекомендуем экскурсии с гидом:
1. Лестницы Браманте в Ватикане
Лестницами Браманте в Музеях Ватикана называют две лестницы. Оригинальная лестница была построена в 1505 году по проекту архитектора Браманте. Сейчас вы вряд ли сможете её увидеть, так как она закрыта для публичного посещения.
Четыре века спустя, в 1932 году, вдохновлённый оригинальной лестницей Браманте, архитектор Джузеппе Момо построил вторую лестницу, современную.
Его лестница, как и у Браманте, представляет собой двойную спираль, с аллегорией на молекулу ДНК. Она состоит из двух лестниц, которые позволяют людям подниматься и спускаться, не пересекаясь друг с другом. Но, к сожалению, одна лестница закрыта, поэтому по этой лестнице можно только выйти из Музеев Ватикана.
Если вы посещаете музеи Ватикана с экскурсией, вы будете выходить из музеев не по этой лестнице, а после Сикстинской капеллы и сразу пройдете в Собор Святого Петра. Гид, конечно, может показать вам эту лестницу, но не у всех туристических компаний в экскурсии по музеям Ватикана запланирован её осмотр.
Если вы идёте самостоятельно, вот что вам нужно знать, чтобы не пропустить эту знаковую лестницу:
- Как только вы подниметесь по эскалаторам, справа от вас будет большой сувенирный магазин. Заходите туда. Не советую что-либо здесь покупать, так как впереди вам встретится ещё много таких сувенирных лавочек. Поэтому не стоит в самом начале пути загружать себя пакетами с подарками.
- Пройдя через этот магазин, вы как раз увидите эту необыкновенную лестницу! Теперь вы можете спокойно подойти и полюбоваться ею, а также сделать много фотографий.
- Только ни в коем случае не спускайтесь по лестнице, потому что тогда вы сразу выйдите из Музеев и повторно войти уже не сможете. После того как вдоволь нафотографируетесь, вернитесь обратно через сувенирный магазин к эскалаторам и продолжайте осмотр остальных музеев.
Почему эта лестница в моём списке обязательных мест для посещения в Ватикане? Современная Лестница Браманте стала одним из самых фотографируемых объектов в Музеях Ватикана. Она действительно прекрасна, её легко увидеть, и это не отнимет у вас много времени, так что обязательно посетите это место!
2. Пинакотека Ватикана
Ватиканская Пинакотека – это, по сути, картинная галерея.
Этот музей живописи часто упускают из виду и недооценивают. Очень жаль, потому что там есть несколько шедевров, которые, на мой взгляд, нужно обязательно увидеть при посещении Ватикана.
Пинакотека – это одно из последних дополнений к Музеям Ватикана, построенное в 1931 году. В 18 залах вы можете увидеть работы мастеров разных эпох – от средневековья до 19 века, все произведения представлены в хронологическом порядке.
Если вы планируете увидеть её самостоятельно, то посетите эту галерею в первую очередь, так как она находится сразу после входа в Музеи Ватикана (как только вы подниметесь по эскалаторам, Пинакотека будет справа от вас).
Здесь есть много картин, которые мне очень нравятся, например, Караваджо «Положение во Гроб».
Но жемчужиной всей выставки является последняя работа Рафаэля, написанная им прямо перед смертью – «Преображение».
Имейте в виду, что Пинакотека закрыта в пятницу вечером.
Картина Рафаэля «Преображение»
«Преображение» изображает двойственную человеческую и божественную природу Иисуса Христа. Верхняя половина написана в светлых тонах и показывает Иисуса в окружении пророков Илии и Моисея. Он кажется единственным безмятежным местом на картине.
Нижняя половина полотна тёмная, потому что она олицетворяет земную жизнь с тёмными сторонами человеческой натуры. С правой стороны мы видим мальчика, который, по-видимому, одержим. Его родители страдают. Апостолы замерли в предвкушении чуда, поскольку они понимают, что вера может исцелить больного мальчика. Их протянутые руки связывают низ и верх картины.
Картину заказал кардинал Джулио Медичи, который должен был стать папой Климентом VII. Но Рафаэль не успел закончить свой шедевр, так как неожиданно умер в 1520 году.
Первоначально картина предназначалась для алтаря церкви во Франции, но папа решил сохранить её в Риме. Позже, картина была вывезена во Францию Наполеоном. Но после поражения Наполеона, была возвращена в Пинакотеку Музеев Ватикана. К счастью для нас!
Почему эта картина так значима и почему она в моём списке, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана? «Преображение» является своеобразным мостом между живописью периода Возрождения (начало 1500-х годов) и живописью в стиле Барокко (начало 1600-х годов).
В отличие от многих предыдущих картин Рафаэля, люди на этой картине изображают очень человеческие эмоции: трепет, неверие, тоску.
Таким образом, на эту картину не просто приятно смотреть, но это ещё и очень важная часть истории искусства.
Я могу гулять больше часа по залам Пинакотеки. Но если вы хотите увидеть только картину «Преображение», пройдите сразу в зал №8.
3. Двор Сосновой Шишки
Дворик Сосновой Шишки назван в честь почти 4-метровой шишки, которая установлена на площадке около Бельведерского дворца. Гигантская шишка создана в I веке до нашей эры, она полностью вылита из бронзы.
Два бронзовых павлина по обе стороны сосновой шишки являются копиями древних скульптур, обрамлявших вход в Мавзолей Адриана (сегодня Замок Святого Ангела). Оригиналы можно увидеть в Браччо Нуово – отдельном крыле Музеев Ватикана.
Двор Сосновой Шишки является частью обширного сада, дизайн которого спроектировал архитектор Браманте в 1506 году (именно он первым начал работу над проектом купола Собора Святого Петра, также Браманте построил Винтовую лестницу, о которой я говорил выше).
Этот двор, называемый Бельведерским двором, должен был объединить Ватиканский Дворец с виллой Бельведер (эту постройку возвели специально для осмотра прекрасного вида на Рим, отсюда и его название belle – красивый, vedere – смотреть). Сегодня Вилла Бельведер входит в состав Музеев Ватикана.
Бельведерский двор был первым в своём роде, его дизайн стал вдохновением для проектирования внутренних дворов во всём мире на века вперёд. Позже посередине была построена библиотека, которая уменьшила этот двор, и он стал таким, каким вы видите его сегодня. И библиотека, и вторая половина двора закрыты для посетителей.
А какая история шишки? Она была найдена рядом с Пантеоном в Термах Агриппы (термы названы в честь Агриппы, построившего Пантеон, он был другом и «правой рукой» императора Августа). Когда-то сосновая шишка была гигантским фонтаном, из верхушки и из чешуек которого струилась вода. Это было очень красиво!
Почему Двор Сосновой Шишки находится в этом списке?
- Во-первых, я думаю, что такая работа ещё со времён Древнего Рима сама по себе является чем-то очень удивительным.
- Во-вторых, потому что в центре этого двора расположен необычный золотой шар – шедевр современного искусства и один из самых фотографируемых объектов в Музеях Ватикана.
- В-третьих, в этом месте вы отдохнёте, подышите свежим воздухом, приведёте свои мысли и впечатления от увиденного в порядок и настроитесь на осмотр других объектов в музеях.
Вы не пропустите это место, только если вы сразу не направитесь к Сикстинской капелле. Загляните во Двор Сосновой Шишки либо после посещения Пинакотеки, либо после посещения музея Пио-Клементино.
Визит может занять минут 10 или чуть больше, в зависимости от того, сколько времени у вас уйдёт, чтобы сделать фотографии и просто отдохнуть, а может даже и перекусить в кафе, которое находится в этом дворике.
4. Музей Пио-Клементино
В Музее Пио-Клементино находятся одни из лучших образцов древнегреческих и римских скульптур, найденных во всем мире. Музей назван в честь двух Пап Римских, которые основали его в конце 1700-х годов: Климента XIV и Пия VI.
Пио-Клементино довольно большой и в нем много комнат, каждая из которых полна шедеврами искусства.
Этот музей легко пропустить, если вы спешите к Сикстинской капелле, поэтому чтобы увидеть Пио-Клементино, включите его в ваш план заранее.
Перед входом в музей вы увидите внутренний дворик под открытым небом, называемый восьмиугольным двориком.
Когда вы подойдёте к этим музеям, вы уже увидите множество скульптур в других частях Музеев Ватикана. Я знаю, что эти древнегреческие и римские статуи могут удивить любого… и, в конце концов, у вас может начаться «скульптурная усталость», когда уже не захочется смотреть ни на какие «шедевры».
Но, по крайней мере, на две известные работы в Пио-Клементино стоит посмотреть: «Лаокоон и его сыновья» и «Аполлон Бельведерский».
Скульптура «Лаокоон и его сыновья»
«Лаокоон и его сыновья» – скульптурная композиция, найденная в 1506 году на Эсквилинском холме в Риме. Скульптура, датируемая около 30 г. до н.э., изображает смертельную борьбу Троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей с двумя морскими змеями.
Последнее упоминание скульптуры нашли в трудах историка Плиния Старшего. Он описал статую как шедевр, сделанный тремя скульпторами из Родоса, и находящуюся во дворце римского императора Тита (который построил Колизей). Теперь и мы можем любоваться шедевром.
Сюжет Лаокоона взят из сказаний о Троянской войне. Я думаю, вы помните историю, как греки создали знаменитого Троянского коня, с помощью которого уничтожили Трою. Так вот Лаокоон, троянский священник, предупредил троянцев не принимать лошадь в качестве подарка. Боги Афина и Посейдон, которые помогали грекам, послали двух морских змеев, чтобы убить священника за это.
А один из героев троянской войны, Эней, прислушался к предупреждению священника и бежал из Трои к берегам Италии с небольшим отрядом. Впоследствии Эней положил основание Римскому государству, став одним из предков Ромула и Рема, судя по римской мифологии.
Почему скульптура Лаокоона входит в десятку лучших шедевров музеев Ватикана?
- Во-первых, как я уже сказал, здесь важную роль играет сама история, римляне верили в важность пророчества Лаокоона, без него не было бы Рима.
- А во-вторых, эта скульптура особенная, учитывая, что она изображает настоящую человеческую агонию. Несмотря на то что бесполезность борьбы и неотвратимость гибели здесь очевидны, в скульптуре чувствуется сила и достоинство священника.
Статуя «Аполлон Бельведерский»
«Аполлон Бельведерский» – это мраморная греческая скульптура, датируемая I веком до н. э. Когда-то она считалась одной из величайших древних скульптур.
Статуя была найдена в XV веке и принадлежала кардиналу Джулиано делла Ровере. Как только он был избран Папой Юлием II, статую перенесли в Бельведерский двор (отсюда и произошло название статуи). Это было первое произведение искусства в художественной коллекции Ватикана, скульптура была ещё до того, как появились сами Музеи Ватикана.
Скульптура изображает бога Аполлона, прекрасного юного парня, который стреляет из лука. Его лицо безмятежно, и даже расслабленное тело изображает бога, который находится в покое и не утруждает себя усилием стрельбы из лука. Аполлон демонстрирует «идеальное» мужское тело без единого изъяна – в то время это был эталон искусства.
В 18 веке, в разгар неоклассицизма, немецкий искусствовед Иоганн Винкельман сказал: «Из всех произведений античности, которые избежали разрушения, статуя Аполлона представляет высший идеал искусства».
К сожалению, к концу 1800-х годов Аполлон Бельведерский начал разрушаться, и сегодня уже не считается вершиной художественной красоты.
Почему скульптура Аполлон Бельведерского находится в этом списке того, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана?
- Во-первых, это одна из лучших скульптур древности (хоть сейчас уже и не в лучшем состоянии).
- Во-вторых, именно с этого произведения началась вся коллекция Музеев Ватикана.
- В-третьих, это любимая работа Наполеона, которую он взял из Ватикана в Лувр (конечно, после падения Наполеона статую вернули).
5. Зал Ротонда и порфировая чаша
Много интересного можно увидеть в зале Ротонда:
Во-первых, этот зал смоделирован по образцу Пантеона, вплоть до отверстия в потолке (только здесь он застеклён). Он меньше по масштабам, чем Пантеон, но всё равно впечатляет.
Во-вторых, советую вам внимательно осмотреть пол: он состоит из крошечных, замысловато оформленных мозаик, которые относятся примерно ко 2-му веку. Выглядит просто потрясающе. Ранее они использовались для украшения терм Отриколи в Умбрии, и дошли до наших дней невероятно красочными и неповреждёнными.
В-третьих, но определённо не в последнюю очередь – гигантская (около 12 метров в диаметре) порфировая чаша в центре зала. Но что же такое порфир, спросите вы?
Порфир – это тип горной породы, которая создана из охлаждённой лавы. В ней много полудрагоценных камней, поэтому мастерам очень трудно работать с такой породой. А ещё она невероятно тяжёлая.
Так вот представьте, что около 2000 лет назад император Нерон заказал ванну для своего дворца. После этого кто-то взял огромнейший кусок застывшей лавы, вывез его из Египта в Рим и высек такую невероятную ванну, стерев не одну сотню зубил из-за прочности материала. Вот такое сильное было желание понравиться императору и остаться в истории.
Итак, почему Зал Ротонды находится в этом списке? Из-за купола комнаты, изящной мозаики на полу и гигантской порфировой чаши. Я думаю всё это вместе действительно потрясает.
6. Галерея гобеленов в Ватикане
Вы точно не пропустите посещение Галереи Арацци (или так называемой Галереи гобеленов), так как вам придётся пройти через неё, чтобы добраться до Сикстинской капеллы.
Зато вы запросто можете промчаться мимо, не обратив должного внимания. Большинство экскурсий охватывают хотя бы часть Галереи гобеленов, но если вы осматриваете Музеи Ватикана сами по себе, не пропустите следующие важные вещи.
Прежде всего, взгляните вверх. Потолок как будто украшен гипсовыми барельефами. Но на самом деле он нарисован!
Что касается гобеленов, то они относятся к двум разным периодам и регионам. Те, что справа – были сделаны в 17 веке в Риме для папы Урбана VIII и изображают сцены из его жизни. Они безусловно красивы, но всё-таки самые красивые гобелены вы увидите вдоль левой стены.
По левую сторону размещены гобелены, сотканные в Брюсселе в 16 веке. Эти работы созданы по рисункам учеников Рафаэля и они изображают жизнь Иисуса.
На изготовление каждого гобелена уходили годы. Они были сотканы лучшими ткачами того времени из Фландрии и Бельгии, из шерсти, а также из шелка, золотых и серебряных нитей. Обратите особое внимание на гобелен Воскресения Иисуса (фотография ниже).
Фотография, конечно, не может передать всей красоты этого гобелена. Рассмотрите его очень внимательно, чтобы увидеть, насколько удивительно он соткан. Обратите внимание на все тени и даже на то, как ткачи смогли изобразить человеческие эмоции… используя нитки!
Но знаете, какая самая удивительная особенность этого гобелена? По мере приближения слева внимательно смотрите в глаза Иисуса… продолжайте идти и следите за его глазами. Даже когда вы уже почти пройдёте весь гобелен, глаза Иисуса будут всё ещё будут смотреть на вас!
Это замечательный пример «движущейся перспективы» – техники, которую вы можете увидеть на некоторых картинах (например, на «Мона Лизе»).
Но чтобы сделать это на гобелене требуется гораздо больше мастерства и таланта, нежели с помощью красок. Вы должны быть действительно искусным ткачом!
Почему я внёс Галерею гобеленов в список того, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана? Несмотря на то, что вы все равно посетите её, вы должны обратить внимание на особые детали: на потолок, на удивительные гобелены, в частности, на «Воскресение Иисуса».
А ещё я всегда люблю наблюдать за лицами людей, когда они понимают, что глаза Христа следят за ними. Я думаю, что этот уровень работы и мастерства заслуживает вашего внимания.
7. Галерея Географических Карт в Ватикане
После того как вы пройдёте через Галерею Гобеленов, вы попадёте в Галерею Географических Карт. Конечно, по ней так же можно просто быстро пройти, если вы направляетесь прямо в Сикстинскую капеллу.
Но невозможно не заметить прекрасный потолок этой галереи, который является одним из самых фотографируемых потолков в музеях (кроме Сикстинской капеллы).
Галерея карт содержит самую большую коллекцию географических картин, когда-либо созданных. Эти настенные карты изображают Италию и итальянские провинции, и были заказаны Папой Григорием XIII в 16 веке.
Карты, основанные на рисунках доминиканского монаха Игнацио Данти, удивительно точны, учитывая, что они были созданы в 1500-х годах!
Кстати, на некоторых картах изображены морские чудовища и сам бог Нептун. Посмотрим, сколько Нептунов вы сможете найти?
Почему я добавил Галерею карт в этот список? Как и Галерею гобеленов, её слишком легко пройти, не обратив внимания на искусство. Но карты действительно гениальны, я очень советую подробнее рассмотреть их.
8. Папские апартаменты
Раньше Папы жили в тех помещениях, которые сейчас принадлежат Музеям Ватикана. Сейчас эти залы называются «Папскими апартаментами», хоть и не имеют ничего общего с тем местом, где проживает нынешний Папа.
Два самых впечатляющих зала – это апартаменты Борджиа и станцы Рафаэля. Их легко пропустить, если направляетесь сразу к Сикстинской капелле.
Апартаменты Борджиа, украшенные фресками Пинтуриккьо (современником Рафаэля), расположены этажом ниже станц Рафаэля. Так что если в свой визит по Музеям Ватикана вы включите посещение станцов Рафаэля, то сможете увидеть ещё один шедевр – апартаменты Борджиа.
Станцы Рафаэля и его фреска «Афинская школа»
Хоть в Папские апартаменты есть на что посмотреть, мы сосредоточим наше внимание на самых жемчужинах музея.
И такой является известная фреска Рафаэля «Афинская школа». Это одна из самых известных работ в Музеях Ватикана, конечно, за исключением картин Микеланджело в Сикстинской капелле.
Папы Юлий II и Лев X, возглавлявшие Ватикан во времена эпохи Возрождения, приглашали лучших художников того времени, чтобы они украсили их дома. Так, в 1508 году Папа Юлий II нанял Рафаэля для росписи комнаты под названием «Станца делла Сеньятура». И это было сразу после того, как он поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской Капеллы.
Только представьте, какая власть и сила была у Пап Римских, что они могли позволить себе нанять таких мастеров, причём одновременно!
Вернёмся к «Афинской школе». В Станца делла Сеньятура, где написана «школа», есть на самом деле четыре картины Рафаэля – по одной на каждой стене. Они раскрывают 4 темы: теология, поэзия, философия, правосудие. «Афинская школа» как раз символизирует философию.
На этом произведении собраны величайших философы, математики и мыслители классической древности. Они объединены все вместе, хотя пришли из разных мест и разных времён. Это уже причудливо само по себе.
Но то, что сделал Рафаэль, было ещё веселее. Он поместил туда лица своих приятелей:
- Платон, в центре разговаривающий с Аристотелем, имеет лицо Леонардо да Винчи;
- Донато Браманте (о котором мы говорили выше, и кто первый спроектировал купол для Собора Святого Петра), появляется в виде Евклида, который чертит что-то на доске;
- Сам Рафаэль тоже там, в правом нижнем углу, смотрит на нас.
Однажды во время работы над своим шедевром, Рафаэль заглянул в Сикстинскую капеллу и был поражён, увидев, какое грандиозное полотно создаёт Микеланджело…
После этого он решил поместить Микеланджело на свою картину, представив его в образе греческого философа Гераклита (он тот, кто сидит в сапогах на ступеньках, положив голову на руку) и расположив его одновременно впереди и в центре Афинской школы.
Так что же особенного в «Афинской школе» и почему она входит в список, что нужно обязательно посмотреть в музеях Ватикана?
Многие искусствоведы и эксперты считают «Афинскую школу» одной из величайших картин эпохи Возрождения. То, как Рафаэль использовал цветовую палитру, смешение античных и современных римских фигур, сама тема произведения, все это превращает картину в величайший шедевр эпохи Возрождения.
Сикстинская капелла
Ни одно посещение музеев Ватикана не будет полным без осмотра Сикстинской капеллы.
Бывает, что это единственная причина, по которой люди приходят в музеи Ватикана. И так как Сикстинская капелла завершает осмотр, вы не пропустите её.
Поскольку внутри Сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры, то гиды перед входом в зал, подробнейшим образом описывают здесь всё то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая обо всех персонажах фресок.
Если вы посещаете Сикстинскую капеллу самостоятельно, без гида, вот на что в первую очередь, вам надо обратить внимание:
9. Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»
Я думаю, что самая известная часть Сикстинской капеллы – это серия картин Микеланджело на потолке. Эти фрески изображают 9 сцен из «Книги Бытия». И самая известная фреска из этой серии, и одна из самых знаковых картин в мире, это «Сотворение Адама».
Рекомендую также осмотреть и остальные композиции на потолке, потому что они не менее прекрасны.
10. Фреска Микеланджело «Страшный Суд»
Звездой композиции потолка Сикстинской капеллы, расписанного Микеланджело, бесспорно, является картина «Сотворение Адама». Это вершина творчества великого мастера.
Но не торопитесь покидать самый известный зал Сикстинской капеллы – насладитесь осмотром ещё одного великого творения Микеланджело – фреской «Страшный суд».
Эта картина была сделана позже, между 1535 и 1541 годами. К этому времени Микеланджело было уже за шестьдесят. Он думал, что покончил с живописью, считая себя прежде всего скульптором. Но новый Папа Павел III убедил Микеланджело вернуться и заказал грандиозное полотно – фреску «Страшный суд». Он также поручил художнику закончить оформление Собора Святого Петра.
На картине изображено второе пришествие Христа в День Апокалипсиса. Обратите внимание на положение Иисуса в центре, он не стоит и не сидит, он парит в движении. В левом нижнем углу находятся души, выбранные для прохода на небеса, а в правом нижнем углу – проклятые души, которые Харон перевозит в ад по реке Стикс.
С возрастом Микеланджело стал более набожным, но в душе его всё равно велась борьба между христианским видением мира и язычеством. Поэтому картина оставляет после себя более гнетущее ощущение, чем его фрески на потолке.
Посмотрите внимательнее на содранную кожу святого Варфоломея, который расположен на картине чуть ниже Иисуса и справа от нас, и вы увидите на ней лицо Микеланджело, его автопортрет. Это был его своеобразный способ искупления.
Эта картина для меня – один из шедевров Музеев Ватикана. Её должен увидеть каждый, кто посещает их. Она показывает своеобразную трансформацию искусства Микеланджело: от ясного и светлого к драматическому и экспрессивному.
Пол Сикстинской капеллы
Осматривать в Сикстинской капелле нужно не только стены и потолок. Обратите внимание на красивый пол. Узор на нём выполнен в стиле косматеско, названный так в честь семьи Космати, которая создала этот стиль и украсила им церкви по всей Италии, и особенно в Риме, в 12-м и 13-м веках.
На этом обычно экскурсия по музеям Ватикана заканчивается и посетитель либо выходит на улицу, либо проходит внутрь собора Святого Петра.
Полезная информация
Дальше информация пригодится для тех, кто планирует посетить музеи.
Как добраться до музеев Ватикана
- На метро – линия А, остановки Cipro-Musei Vaticani или Ottaviano-S. Pietro. От обеих остановок идти примерно 10 минут;
- На автобусе – маршруты № 32, 81 и 982 до площади Рисорджименто (Piazza del Risorgimento). Идти пешком примерно 5 минут;
- На трамвае – маршрут № 19, остановка Piazza del Risorgimento.
Если не знаете, как всем пользоваться, то прочитайте статью про общественный транспорт Рима.
Время работы музеев Ватикана
Часы работы музеев Ватикана:
- С понедельника по четверг 10:00-20:00 (последний заход в 18:00) и пятница и суббота с 10:00-22:00 (последний заход 20:00);
- Каждое последнее воскресенье месяца вход бесплатный, музей открыт с 9:00 до 14:00 (последний заход в 12:30);
- Внимание! Режим работы Музеев Ватикана может меняться в зависимости от религиозных и других праздников и проведения мероприятий.
Билеты в Ватикан
Забронировать билет в музеи Ватикана →
Для этого выберете дату, когда планируете посетить музеи Ватикана, и время посещения, затем нажать кнопку забронировать.
Далее вам предложат выбрать количество человек взрослых и детей. Также на этом этапе вы можете выбрать брать обычные билеты или билеты с аудиогидом.
После вы вводите ваше имя, оплачиваете билеты и получаете их на электронную почту. С этими билетами вы сможете пройти сразу ко входу к музеям, минуя очередь.
Советы посетителю
- В Музеях Ватикана всегда толпы туристов, особенно в летние месяцы. Часто здесь теснота, как в час пик московского метро. Поэтому рекомендуем отправляться в Ватикан осенью или весной. Но если поездка уже запланирована, то обязательно купите билеты заранее, чтобы хотя бы не ждать в очереди по 2-3 часа.
- На территории Ватикана есть дресс-код. Погулять по площади Святого Петра вы сможете в любой одежде, но чтобы пройти в музеи Ватикана лучше наденьте что-то более скромное. Так точно не возникнет никаких вопросов;
- Наденьте удобную обувь. Нужно будет много ходить, поэтому пренебрегите красотой обуви в пользу комфорта на день посещения музеев;
- Фотографировать в Сикстинской капелле запрещено;
- Бутылка воды вам явно пригодится;
- Не берите большие рюкзаки, сумки и зонты, потому что их придется оставить в камере хранения;
Как получить максимум впечатлений от посещения
Главная проблема при посещении Музеев Ватикана, что вы рискуете не понять смысла большинства произведений. Это действительно трудно для неподготовленного человека так много и долго воспринимать искусство.
Поэтому мы рекомендуем экскурсии, именно так можно раскрыть полноту шедевров:
Конечно, есть вариант просто прогуляться по музеям, но, честно – мало что будет понятно, просто красивые картины и скульптуры без истории, с которой они создавались.
Заключение
У каждого может быть свой список того, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана.
Надеюсь, что эта статья поможет вам составить собственный список.
Безусловно посещение музеев Ватикана является одним из самых особенных, захватывающих и красивых событий, которые могут произойти с вами в Риме.
Удачного погружения в искусство!