Сикстинская капелла — часовня в Апостольском дворце в Ватикане, и она является одним из самых известных художественных сокровищ Ватикана. Капелла знаменита фресками Микеланджело и тем, что здесь с конца 15 века проходят конклавы — избрания новых Пап Римских.
Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Снаружи оно выглядит крайне невзрачно, но внутри можно увидеть настоящую красоту и величие.
Также вы можете забронировать билеты онлайн в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу:
Внутри в первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Тут хранятся множество работ величайших художников, скульпторов, архитекторов и живописцев. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо.
Теперь давайте поговорим немного об истории Сикстинской капеллы и перейдем к самым значимым шедеврам капеллы, которые нельзя пропустить.
История Сикстинской капеллы
Первоначально здание было известно как Cappella Magna («Большая часовня»), но позже получила свое название от имени папы Сикста IV, который построил её между 1473 и 1481 годах.
Во время правления Сикста IV группа художников эпохи Возрождения, в которую входили Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккьо, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, создала серию фресок, изображающих История Моисея и История Христа.
15 августа 1483 года Сикст IV отслужил первую мессу в Сикстинской капелле на праздник Успения, на котором капелла была освящена и посвящена Деве Марии.
Между 1508 и 1512 годами, под покровительством Папы Юлия II, Микеланджело расписал потолок капеллы — проект, изменивший ход развития западного искусства и считающийся одним из главных художественных достижений человеческой цивилизации.
Немного позже, Микеланджело вернулся и между 1535 и 1541 годами написал «Страшный суд» для пап Климента VII и Павла III. Слава картин Микеланджело привлекает в капеллу множество посетителей с тех пор, как они были открыты пятьсот лет назад.
Сикстинская капелла сохранила свои функции до сегодняшнего дня и продолжает принимать важные службы папского календаря, если только Папа не находится в поездке.
Конклав
Одной из функций Сикстинской капеллы является избрание каждого последующего Папы на конклаве Коллегии кардиналов. По случаю конклава в крыше капеллы устанавливается труба, из которой в качестве сигнала выходит дым.
Если появляется белый дым, который образуется при сжигании бюллетеней для голосования, значит, избран новый Папа.
Если ни один из кандидатов не набирает необходимых двух третей голосов, кардиналы пускают черный дым, который образуется в результате сжигания бюллетеней вместе с мокрой соломой и химическими добавками — это означает, что успешных выборов еще не было.
Росписи Сикстинской капеллы
Росписи в Сикстинской капелле можно разделить так: на южной стене, северной, восточной, а западная стена (она же алтарная) и потолок принадлежат руке Микеланджело.
Южная стена украшена «Историями Моисея», написанными в 1481-1482 годах. Начиная от алтаря, они включают:
- «Обрезание сына Моисея» работы Пьетро Перуджино и его помощников
- «Призвание Моисея», написанная Сандро Боттичелли и его мастерской
- «Переход через Красное море» работы Козимо Росселли, Доменико Гирландайо или Бьяджо ди Антонио Туччи
- «Схождение с горы Синай» работы Козимо Росселли или Пьеро ди Козимо
- «Наказание восставших Левитов» Сандро Боттичелли
- «Смерть и завещание Моисея» работы Луки Синьорелли или Бартоломео делла Гатта
Все работы в порядке перечисления:
На северной стене находятся «Истории Иисуса», датируемые 1481-1482 годами. К ним относятся:
- «Крещение Христа» работы Пьетро Перуджино и его помощников
- «Искушение Христа и очищение прокажённого» работы Сандро Боттичелли
- «Призвание первых апостолов» Доменико Гирландайо
- «Нагорная проповедь» приписываемая Козимо Росселли
- «Вручение ключей апостолу Петру» Пьетро Перуджино
- «Тайная вечеря» Козимо Росселли
Работы в порядке перечисления:
На восточной стене расположены только две работы, восстановленные с ранних работ:
- «Воскрешение Христа» Хендрика ван ден Брока (1572) по оригиналу Доменико Гирландайо
- «Диспут о теле Моисея» Маттео да Лечче (1574) по оригиналу Луки Синьорелли
Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле
В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело переделать потолок капеллы. В возрасте 33 лет Микеланджело начал расписывать потолок и закончил в течение 4 лет. Именно на потолке была создана самая известная фреска в мире — «Сотворение Адама».
Но изначально Микеланджело был напуган масштабами заказа и с самого начала знакомства с Юлием II дал понять, что предпочел бы отказаться. Он считал себя больше скульптором, чем художником, и подозревал, что столь масштабный проект был предложен ему врагами как некая «подстава». Но в итоге согласился.
Вторая крупная работа в капелле — фреска «Страшный суд» — была создана на алтарной стене. Эту работу Микеланджело начал в возрасте 60 лет и продолжал делать на протяжении 7 лет.
Потолок Микеланджело в Сикстинской капелле
С первой проблемой, с которой столкнулся Микеланджело — каким образом достать до потолка. Простые строительные леса не подходили, так как церковные служения решили должны были проводиться всё это время.
Первую идею предложил архитектор Браманте: он предложил построить леса, которые будут подвешены в воздухе с помощью канатов. Но от этого оставались дыры в потолке, что портило вид фресок в итоге.
Поэтому Микеланджело создал плоскую деревянную платформу на кронштейнах, которые крепились на отверстия в стене, высоко над верхней частью окон. Так это было практически незаметно и не мешало итоговой работе. Вопреки распространенному мнению, он не лежал на этих подмостках во время рисования, а писал стоя.
Микеланджело использовал яркие цвета, легко различимые с пола. На самой нижней части потолка он изобразил прародителей Христа. Над ним он чередовал пророков мужского и женского пола, с Ионой над алтарем. На самом высоком участке Микеланджело изобразил девять историй из Книги Бытия.
Площадь росписи составляет около 40 м в длину на 13 м в ширину. Это означает, что Микеланджело расписал 460 м2 фресок всего за 4 года.
7 ноября 1984 года началась реставрация потолка Сикстинской капеллы, которая продлилась почти 10 лет. Были обновлены краски в изначальную яркость, так как за несколько столетий они успели потускнеть. Во время реставрации только сняли слой сажи и копоти, новых красок не вносили.
Вы можете увидеть разницу:
Фреска «Страшный суд»
«Страшный суд» был написан Микеланджело в 1535-1541 годах, между двумя разграблениями Рима: наемными войсками Священной Римской империи в 1527 году и Тридентским собором в 1545 году.
Работа была задумана в грандиозном масштабе и занимает всю стену за алтарем Сикстинской капеллы. На картине изображено второе пришествие Христа в Судный день.
Высоко на стене изображена героическая фигура Христа, а вокруг него группами стоят святые. В левой нижней части картины мертвые восстают из могил и поднимаются на суд. Справа изображены те, кто отведен в ад.
При создании фрески Микеланджело уходит от многих норм и канонов того времени. Иисус Христос изображен без бороды, святые люди не облачены в одежды, а предстоят перед судом совершенно нагими, ангелы лишены крыльев.
Дева Мария смиренно склонила голову, стоя позади Христа в ожидании приговора. Сам Иисус поднял руку то ли с намерением успокоить всех, то ли в приступе гнева.
Интимные места на фреске всё же были позже зарисованы художником Даниэле да Вольтерра.
Хор Сикстинской капеллы
При Сиксте IV был основан Хор, состоящий лишь из лиц мужского пола. Быть одним из членов «папской капеллы» считалось очень почетным. Первоначально, в состав хора входило 24 мужчины.
С XIX века хор получил название «Cappella musicale pontificia Sistina» и функционирует до наших дней. Количество лиц, имеющих право петь в хоре, значительно увеличилось. Теперь хор Сикстинской капеллы состоит из 19 мужчин и приблизительно 30 мальчиков.
С момента основания капеллы хор пел без сопровождения музыкальных инструментов, поскольку здесь не разрешалось их использовать.
Это было проблематично, поскольку не было возможности задать хору начальный музыкальный тон. Вместо того, чтобы позволить инструменту задавать начальную высоту, решение заключалось в том, чтобы позволить поющему первым выбирать начальную высоту.
19 февраля 2014 года канадская скрипачка Розмари Сименс стала первой солирующей инструменталисткой, выступившей в Сикстинской капелле.
Видео
Виртуальный тур по Сикстинской капелле в Ватикане:
Посещение Сикстинской капеллы
Билеты: чтобы посетить Сикстинскую капеллу, необходимо приобрести входной билет в музеи Ватикана. Приобрести билет можно на сайте tiqets, по состоянию на 2023 год билет стоит 30 евро:
Купить билет в музеи Ватикана →
В течение года есть несколько дней бесплатного посещения в последнее воскресенье каждого месяца. Но очереди в это время огромные, поэтому не рекомендую отправляться в это время.
Также вы можете заказать экскурсию по музеям Ватикана с личным гидом.
Часы работы: с понедельника по субботу 9:00 — 18:00 (вход не позднее 16:00).
Ограничения: В музеях Ватикана существует целый ряд ограничений, включая запрет на нескромную одежду, фотографирование со вспышкой или прикосновение к произведениям искусства. В Сикстинской капелле запрещена любая фото- и видеосъемка.
Как добраться: так как Ватикан находится в Риме, то чтобы добраться до капеллы можно воспользоваться общественным римским транспортом:
- На метро – станция Ottaviano по линии A;
- На трамвае – номер 19, на остановки площадь Рисорджименто (Piazza del Risorgimento);
- На автобусе – номер 32, 49, 81, 982, 492 и 990.
Нет, чтобы попасть в Сикстинскую капеллу, необходимо пройти через Музеи Ватикана, так как она является последней из 54 галерей Музеев Ватикана.
Нет, для входа в Сикстинскую капеллу дополнительный билет не нужен. Ваш билет в Ватикан включает вход в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу.
Нет, внутри Сикстинской капеллы фотографировать строго запрещено.
Я рекомендую выделить как минимум час, чтобы осмотреть все фрески внутри Сикстинской капеллы, но находиться и рассматривать всё можно значительно дольше.