Александр Мельник
Автор
Автор
Вилла Медичи в Риме – это аристократическая вилла, некогда это было одно из старинных и самых любимых имений семейства Медичи, которое владело виллой с 14-го века.
В 1452-м году вилла была перестроена по проекту выдающегося архитектора Микелоццо, и стала одним из любимых мест отдыха Медичи – в этих стенах бывали величайшие деятели итальянского Возрождения, здесь же часто вершилась история династии.
К середине VI века до н.э. шестой царь этрусской династии Сервий Туллий приказал возвести вокруг Рима святилища в честь божества, почитаемого и людьми, и богами, — богини Фортуны. Полускрытые в тени священных лесов, храмы незримым кольцом защищали город и обеспечивали его процветание. Один из них, по всей вероятности, находился на месте нынешнего Парнаса виллы Медичи — на вершине холма, не вошедшего в число легендарных семи холмов, на которых был основан Рим.
В первой половине I века до н.э. римский полководец Луций Лициний Лукулл задумал построить в Риме виллу, которая великолепием своим затмила бы дворцы поверженных им сатрапов — понтийского царя Митридата и царя Великой Армении Тиграна Великого.
Место, избранное Лукуллом для строительства резиденции, имело перед другими два преимущества: покровительство богини Фортуны и выгодное географическое положение на границе города и кампании. Вынесение виллы за пределы стены Аврелиана освобождало ее владельца, во-первых, от сутолоки города, который насчитывал около миллиона жителей, а во-вторых, избавляло от назойливого внимания налоговых цензоров.
В то же время вилла располагалась в достаточной близости от города, чтобы это позволило ее хозяину ослеплять сограждан неслыханным богатством, принимать ежедневно толпу клиентов, отдавшихся под покровительство высокого патрона, принимать участие в интригах на форуме и в сенате.
После смерти Лукулла в 57 г. до н.э. имя полководца стало легендарным. Он прославился не только как искусный стратег, разбивший Митридата и Тиграна Великого, но и как любитель изысканной роскоши, устроитель умопомрачительных пиров — выражение «лукуллов пир» вошло в пословицу. Его римская вилла и через сто лет после смерти владельца славилась своим великолепием. В начале II века н.э. horti luculliani, сады Лукулла считались одним из самых красивых мест города. Они включали в себя собственно дворец, расположенный, вероятно, на месте нынешней Тринита дей Монти, и множество других построек: терм, библиотек, фонтанов, нимфеев — святилищ, посвященных нимфам…
В античности сады hortus обычно окружали высокие стены, что в случае необходимости превращало резиденцию в неприступную крепость. Сады Лукулла — полное тому подтверждение.
Всякий, кто подходил к вилле со стороны Виа Фламиния, прямой улицы протяженностью в пять километров, которая связывала Понте Мильвио с Капитолием, видел слева от себя впечатляющую каменную кладку, тянущуюся до Кампо-Марцио.
Эти внушительные стены можно было наблюдать вплоть до XIX века — красноречивое свидетельство высокого социального положения владельца — Лукулла и его преемников.
Действительно, после смерти сыновей Лукулла Марка и Луция история виллы была связана с именами выдающихся исторических личностей.
При Октавиане Августе резиденция перешла в руки искусного оратора и государственного деятеля Валерия Мессалы Корвина, сменившего Марка Випсания Агриппу в должности куратора римских водопроводов. К этому периоду относится сооружение на вилле крупнейших в Риме подземных цистерн, которые использовались для хранения питьевой воды, и частного трубопровода, отведения акведука Аква Вирго, заложенного в 19 г. до н.э. и снабжавшего водой Вечный город.
Еще одним легендарным владельцем виллы был Децим Валерий Азиатик — уроженец Галлии, друг Калигулы, не отрицавший, однако, своей причастности к его убийству, консул при Тиберии, участник победоносного похода императора Клавдия против британцев, повторно избранный консулом в 46 г. н.э.
При Азиатике был построен новый цоколь дворца и огромный нимфей, занимавший территорию от монастыря Тринита дей Монти до нынешней виллы Медичи. Снизу, со стороны Кампо-Марцио, восхищенному взору являлась внушительная стена фасада длиной в двести метров, украшенная многочисленными апсидами и фонтанами.
За стеной, по склону холма, тянулся двухъярусный портик. Судя по атрибутам Юпитера — орлам и молниям на капителях колонн из белого мрамора, — перед нами не что иное как «нимфей Юпитера», упомянутый в числе памятников Рима в IV в.н.э.
Лукулловы сады, как, впрочем, сады Саллюстия и Мецената, вошли в состав имперских владений. Однако по прошествии пятидесяти лет император Траян продал их — потребовались средства для очередной военной кампании. Вилла перешла в собственность рода Ацилиев и Анициев, которые проживали здесь во II, III и IV вв. Около 300 г. на вершине холма были построены два необычных здания: одно — круглое в основании, другое — шестиугольное.
Весьма возможно, что речь идет о двух едва ли не последних языческих храмах, возведенных в честь богини Фортуны и богини Спес (Надежды).
Через двенадцать веков амбициозный кардинал, отдававший предпочтение этрусской архитектуре перед римской, прикажет снести их, а фундамент накрыть искусственным холмом, имитацией этрусского могильника, впоследствии прозванного Парнасом.
К концу IV в. Лукулловы сады вновь упоминаются в исторических хрониках. В тот период они принадлежали консулу и префекту Рима Сексту Петронию Пробу и его супруге Аниции Фалтонии Пробе. При них резиденция получила название Domus Pinciana. Скорее всего, это было связано с обращением в христианство рода Анициев, признавших новую религию в числе первых сенаторских семейств. После смерти мужа в 388 г н.э. Проба сделала виллу местом христианских собраний.
Когда же, воспользовавшись пассивностью императора Гонория, король вестготов Аларих начал осаду Рима, повлекшую за собой голод и даже случаи людоедства, Проба приказала рабам открыть ворота города.
Разграбив Рим и получив солидную контрибуцию, вестготы покинули Вечный город. Проба с дочерью отправилась в Африку. Вернулась она откуда лишь по прошествии четырех лет, да и то с целью продать все свое имущество, в том числе, Domus Pinciana. Вероятно, в память о милосердном поступке владелицы дворца, вестготы его пощадили.
Новым хозяином Domus Pinciana стал первый император Западной Римской империи Гонорий, единственный, кто мог себе позволить приобрести виллу в нищем разоренном городе. Подобная акция была призвана укрепить авторитет императора, который сильно пошатнулся во время вторжения вестготов. Гораздо предусмотрительнее было бы, конечно, перенести императорскую резиденцию в болотистые земли Равенны, но Рим оставался столицей империи, ее символом, и императорам Гонорию и Валентиниану III приходилось это учитывать.
После кардинальной перестройки территория виллы общей протяженностью в 50 гектаров включала в себя большой дворец, старые Лукулловы сады на западе, прозванные при Пробах Domus Pinciana, и сады Саллюстия на востоке.
Облик резиденции в полной мере отвечал новому предназначению: дворец Пробы был отреставрирован, стены и пол отделаны мрамором, сады украсили новые памятники, скромный вход уступил место монументальным воротам. Стоя под колоннадой портика, римские императоры видели Рим языческий и Рим христианский: Марсово поле, храм Юпитера на Капитолийском холме и еще дальше, за стеной Аврелиана, величественную базилику Святого Павла, построенную Феодосием I и его сыном Гонорием.
Западная Римская империя просуществовала недолго. После свержения последнего императора Ромула Августа легендарным вождем герулов и ругиев Одоакром в 476 г. Domus Pinciana превратился в склад строительных материалов. В 510 г., по приказу короля остготов Теодориха, колонны, капители, мраморные плиты были погружены на запряженные быками повозки и отправлены в Равенну — столицу остготского государства.
И все же дворец Пинчо не погиб в эпоху Великого переселения народов. По свидетельству Liber Pontificalis, сборника деяний римских пап, в 536 г., когда Римом овладел полководец императора Византии Юстиниана I Велисарий, готы стремительно оставили город.
Domus Pinciana приглянулся Велисарию настолько, что он предпочел его Палатинскому дворцу!
Отсюда он с большим успехом командовал обороной города во время нашествия короля остготов Ветигеса, здесь же он способствовал низложению обвиненного в государственной измене папы Сильверия. Велисарию прописывается и сооружение большой цистерны, спуститься в которую можно было с первого этажа виллы.
Готы по своему обыкновению попытались проникнуть в город через водопровод, однако Велисарий, опробовавший тот же прием при захвате Неаполя, отдал приказ запастись питьевой водой — часть резервов хранилась под его дворцом — и замуровал ходы.
Парадокс, но именно наличие цистерны обусловило впоследствии, уже в эпоху Возрождения, строительство на холме Пинчо новой виллы — виллы Крешенци-Риччи-Медичи.
В эпоху Возрождения Пинчо сохранил присущее ему в античности очарование. В начале XVI в. путешественники еще видели здесь могилу Нерона, храмы Фортуны и Спес, нимфей Юпитера. Сюда стекались философы в поисках воспетого Горацием и Плинием досуга otium, коллекционеры и любители древностей. В их числе оказался Марчелло Крешенци, при котором вилла начала обретать современный вид. Крешенци купил ее около 1543 г. и поручил построить флорентийскому архитектору Нанни ди Баччо Биджо особняк с башенкой.
30 мая 1564 г. виллу приобрел кардинал Джованни Риччи да Монтепульчано. Риччи был одним из крупнейших римских заказчиков того времени. Ему обязаны своим существованием Префектура Папского Дома (1550 г.) и вилла Фраскати (1551 г.); по его приказу было завершено строительство дворца на Виа Джулиа, известного сегодня как Палаццо Сакетти (1552–1557 гг.), расписанного флорентийским художником Францеско Сальвиати.
Осуществление этих проектов Риччи доверил — все тому же флорентийцу Нанни ди Баччо Биджо — сопернику Микеланджело. Кстати, именно Нанни обнаружил на юге резиденции следы античных построек: остатки древнего пандуса, ведущего к акведуку Аква Вирго, подземную цистерну, развалины храмов Фортуны и Спес.
Нанни отреставрировал особняк Крешенци и северную стену, дал новое архитектурное решение внутреннему пространству здания, построил винтовую лестницу. По его замыслу, вилла должна была иметь два фасада: внешний, обращенный к городу, — строгий, почти фортификационный, напоминающий флорентийские виллы Медичи Кастелло и Петрайю; и задний, выходящий в сад, — облегченный за счет лоджии.
Кончина в 1568 г. не дала Нанни довести до конца намеченное, и работы продолжил архитектор Джакомо делла Порта, избравший для архитектурного решения лоджии ионический ордер с декоративным рельефом, навеянным Микеланджело.
В 1563 г. Фердинандо Медичи (1549–1609), сын Козимо Медичи и Элеоноры Толедской, был назначен кардиналом в возрасте четырнадцати лет, без принятия священнических обетов.
Этим назначением Фердинандо был обязан папе Пию IV Медичи, который двумя годами позже произвел его в кардиналы-дьяконы церкви Санта Мария ин Домника в Риме, титулярной дьяконии еще одного представителя рода Медичи, папы Льва X. Кардинал Фердинандо поселился в Палаццо Фиренце на Кампо-Марцио, но вскоре это жилище стало для него слишком тесным. Проекты Льва X — сооружение монументального дворца на площади Навона и виллы Мадама — окончились неудачей, а в 1521 г. не стало и самого папы.
Таким образом, 9 января 1576 г., после тщетных попыток найти достойное жилье в Риме, кардинал Фердинанд Медичи купил у наследников кардинала Риччи виллу на холме Пинчо.
Выбор не случаен. Риччи да Монтепульчано, уроженец Тосканы, был союзником Козимо I Медичи в войне за Сиену. Кроме того, будучи другом и покровителем Фердинандо в Риме, он внес свою лепту в его назначение кардиналом. Риччи всячески поощрял увлечение Фердинандо искусством и коллекционированием древностей.
Очень скоро новоиспеченный кардинал свел знакомство со скульптором Бенвенуто Челлини, антикваром Герардо Спини, художниками, литераторами и любителями античности.
В апреле 1576 г. Фердинандо вызвал в Рим флорентийского архитектора и скульптора Бартоломео Амманнати, издавна привечаемого родом Медичи. Амманнати начал с возведения главного входа, органично вписав его в городской пейзаж.
На первом этаже он построил вестибюль и т-образную лестницу, в правом крыле здания создал точную копию винтовой лестницы в левой его части.
Радикальную перестройку потерпел задний фасад. Амманнати поднял лоджию, за счет полукруглой арки в центре видоизменил антаблемент, дополнил отверстие посередине двумя другими по бокам. Над лоджией появился новый этаж с тремя залами-станцами, где должны были располагаться апартаменты кардинала: станца Элементов (Stanza degli Elementi), станца Муз (Stanza delle Muse) и станца Амуров (Stanza degli Amori).
Последний этаж архитектор отвел под комнаты с маленькими квадратными окнами, а левое и правое крыло здания надстроил двумя башнями, связанными между собой переходом, тянущимся поверх крыши. Этот переход позволял перемещаться из одной части дворца в другую и любоваться панорамой Вечного Города. В задний фасад были встроены античные барельефы, а в длинной, дополненной портиком галерее, сооруженной приблизительно в 1580 г., разместилась коллекция античных древностей.
Редкие экспонаты сразу же привлекли внимание ценителей искусства. Аполлон, Венера, Вакх и другие божества соседствовали здесь с фавнами, сатирами, статуями римских императоров, атлетов и героев. Уезжая во Флоренцию, кардинал забрал с собой некоторые памятники, однако значительная часть коллекции осталась в большой галерее, где она пробыла вплоть до продажи виллы Франции в конце XVIII в.
Украшение интерьеров Фердинандо Медичи доверил флорентийскому художнику-маньеристу Якопо Цукки и его артели.
Якопо Цукки работал над станцами Кардинала с 1584 по 1586 гг. На центральном панно в станце Элементов изображена свадьба Юпитера и Юноны, олицетворявшая, согласно космогоническим представлениям того времени, соединение элементов — в данном случае, Огня и Воздуха, — которые мы наблюдаем во всех росписях зала.
Фердинандо Медичи спал в станце Муз, по этой причине ее еще называют станцей Кардинала. На кессонном плафоне, украшенном большим овальным панно, квадратными и шестиугольными живописными полотнами, были изображены женские фигуры — символы муз и планет. Речь шла о музах сфер, которые, согласно учению неоплатоников, управляли движением планет. В запечатленных на фризе деяниях Геракла и Минервы зашифрован гороскоп кардинала, рожденного под знаком Льва.
Отец Фердинандо, Козимо I, узнал от астрологов, едва сын появился на свет, что звезды пророчат новорожденному мальчику царственное будущее. Козимо I спрятал документ, который предрекал преждевременную смерть его первым четырем сыновьям. Трое из них, и в самом деле, умерли молодыми. Фердинандо решил бросить вызов судьбе и вписал пророчество в плафон спальни. Бесспорно, кардинал с самого начала мечтал о троне Св. Петра. В 1587 г. умирает его старший брат Франческо I.
Случилось ли это по Божественному промыслу или в результате тщательно спланированных действий людей, неизвестно, — как бы там ни было, кончина брата позволила Фердинандо унаследовать у него Великое герцогство Тосканское.
Политические амбиции кардинала еще более заметны в трех станцах южных апартаментов. Станца Козимо I (Stanza di Cosimo I) повествует о походах и завоеваниях отца Фердинандо. Тема могущества рода и его власти над Флоренцией отчетливо звучит в станце Флорентийского господства (Stanza del Dominio fiorentino). Доминирование Медичи представлено здесь в образе четырех солдат, одетых на античный манер, с гербами четырех кварталов Флоренции и прилегающих территорий. На фризе в станце Деяний (Stanza delle Imprese) виды Тосканы чередуются с символическим изображением достижений династии, ее поистине впечатляющих побед, если учесть, что в XVI в. двое отпрысков дома Медичи стали папами, трое — герцогами и еще двое — великими герцогами.
Как уже отмечалось, Фердинандо Медичи распорядился вмонтировать в стены заднего фасада статуи и античные барельефы. Статуи не сохранились — их увезли во Флоренцию перед продажей виллы Франции. Что же до барельефов, их можно видеть и сегодня.
В нижней части стены расположены большие мраморные плиты с декором в виде украшенного гирляндами бычьего черепа — букрания, который ведет свое начало от Ara Pacis, Алтаря Мира, воздвигнутого римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа из Испании и Галлии в 13 и 9 гг. до н.э. Над плитами, тянется фриз на манер фризов античных саркофагов. В рельефах легко угадываются сцены охоты и мифологии. Панно в левом крыле над фризом запечатлело Битву Амазонок, композиция выше — Шествие Женщин. В правом крыле расположены соответственно Суд Париса (III в. н.э.) и Прощание Ипполита с Федрой (II в. н.э.).
Большинство крупных барельефов центральной части фасада входили в состав коллекции Делла Валле и были куплены кардиналом в 1584 г. после долгих переговоров. Архитектор Лоренцетто заключил барельефы в гипсовые рамы и заполнил пустоты марморином, раствором на базе извести и мраморной крошки, чтобы создать иллюзию больших мраморных панелей.
В числе рельефных композиций (слева направо) — Дакийский воин на коне, переходящий Дунай, эпизоды военных кампаний императора Траяна, Бык, приведенный к жертвенному алтарю, и Геракл, сражающий с Немейским Львом. Ярусом выше размещены женские аллегории коленопреклоненных провинций, сдавшихся на милость императора, торжественные процессии, храмы, изображение Аполлона и Дианы.
Лоджия — бесспорно, одна из главных достопримечательностей виллы. Театральность ее архитектурного решения прослеживается во всем: в приподнятом положении, в закругленной форме с балкончиками и лестницами, в каменных «кулисах» по обеим сторонам от входа. Введение «серлианова» трехчастного окна с полукруглым сегментом над центральной частью в сочетании с масками на фасаде усиливают впечатление театральности.
Венчает лоджию герб Медичи. Его символизируют шесть шаров — их можно обнаружить и на перилах, и в мраморной инкрустации пола. В нишах — античные статуи весталок. Над входом в Большой салон изначально был установлен бюст Юпитера. После 1804 г. его сменил бюст императора Наполеона работы Кановы, о чем гласит надпись: «Великому Наполеону — от благодарных искусств».
Два льва на лоджии — не просто дань геральдике, они имеют непосредственное отношение к Великому герцогству Тосканскому, к папе Льву X и самому Фердинандо Медичи, рожденному под знаком льва, страстному поклоннику астрологии. Немаловажен в этой связи и тот факт, что животным-символом родного города Медичи, Флоренции, был marzocco — лев, олицетворявший власть пополанов. В конце XVIII в. оригинальные скульптуры львов — одна античная, другая — созданная в эпоху Ренессанса, — были перевезены во Флоренцию и заменены копиями.
Статуя Меркурия над фонтаном — также копия с оригинала, ныне находящегося во Флоренции. Бронзовая скульптура работы Джамболоньи — безусловный шедевр маньеризма, который, в отличие от классики, стремится достичь невесомости: бог Меркурий буквально парит в воздухе.
В 1576–1577 г. Якопо Цукки и художники его артели расписали для кардинала две изящные станцы в одной из башен стены Аврелиана.
Свод первой комнаты станцы Птиц (Stanza degli Uccelli) украшен густым растительным орнаментом со множеством птиц и зверей. Это подлинная энциклопедия флоры и фауны той эпохи! Любознательность кардинала выходила далеко за пределы обыденного: фрески обнаруживают знакомство с кукурузой и другими растениями, вывезенными из Америки, с момента открытия которой не прошло и ста лет.
Точностью в изображении разнообразных представителей рода птиц — цапель, куропаток, филинов — и некоторых млекопитающих, к примеру, обезьян, ежей и др., напоминают иллюстрации в научных книгах, хотя их научная достоверность ни в коем разе не умаляет художественности. Некоторые особи птиц взяты из энциклопедий и трактатов по орнитологии, тогда как белый фон свода, непривычный в росписи растительного покрова, подчеркивает «научный» характер изображаемого.
Не следует забывать, однако, что помимо книжного материала, богатую пищу художникам давала живая натура — в садах Фердинандо Медичи не было недостатка в животных и птицах. Повсюду звери предстают в естественных позах, как, скажем, маленькая соня, тянущаяся за виноградом. И все же на этих обитых розовато-зеленым сатином стенах — иллюзии садовых квадратов — животные едят совсем не ту пищу, какая им предписана природой: верность науке уступает место любви к изяществу.
В росписях соседней комнаты, станцы Авроры (Stanza dell’Aurora), присутствуют элементы гротесковой живописи. В центре свода — фигура Авроры в окружении Времен года, под ней — иллюстрации к басням Эзопа и рыбы, которых нет в предыдущей станце.
Фрески Якопо Цукки повествуют об истории резиденции. Вид виллы на смежной со станцей Птиц стене позволяет увидеть ее до того, как она стала собственностью кардинала Медичи. В медальоне на противоположной стене запечатлен фасад, обращенный к городу с монументальной лестницей и фонтаном — этот проект так и не был осуществлен. Наконец, на фреске справа, из-за отсутствия галереи, хорошо просматриваются крытые аллеи.
Назначение этой комнатки определить трудно. Судя по ее маленьким размерам, Станца Авроры едва ли служила Медичи кабинетом. Скульптуры Венеры, Купидона и резное ложе заставляют нас думать скорее о комнате для тайных свиданий, в которой кардинал принимал своих возлюбленных. Место прекрасно отвечало этой цели: посетительницы, желавшие сохранить инкогнито, покидали виллу, спускаясь по лестнице, которая вела из станцы Авроры прямиком к двери у основания башни.
Ландшафт виллы, в целом, сохранился в том виде, в каком он был создан в XVI в., поделенный на шестнадцать квадратов в северной части, дубовый лес — в южной и шесть клумб перед дворцом. Центральные аллеи ведут от так называемой лоджии Клеопатры (название лоджии связано со скульптурой Спящей Ариадны, которую первоначально приняли за египетскую царицу) до статуи Богини Рима, покровительницы Вечного города. Более узкие проходы между квадратами, как следует из росписей Павильона Фердинандо Медичи, закрывали тенистые навесы.
Искусственные водоемы и фонтаны — непременный элемент декора того времени — были сконструированы миланским инженером и математиком Камилло Агриппа. Что же до самих квадратов, то, хоть со стороны они и кажутся одинаковыми, в реальности это не так. Один из квадратов представляет собой орнаментальный сад с различными видами растений, изображенными в станце Птиц. В другом квадрате мы обнаруживаем фрагменты древностей.
Между квадратами на одинаковом расстоянии друг от друга возвышаются гермы — четырехгранные столбы, увенчанные скульптурными головами и названные так по имени бога Гермеса, покровителя путников. Кардинал использовал их для создания галереи портретов греческих богов и философов. Помимо герм, в саду было множество античных статуй (сегодня осталось только четыре перед галерей) и обелиск розового гранита — единственный египетский памятник.
В самом отдаленном от дворца квадрате находятся слепки жемчужины коллекции Фердинандо Медичи — группы Ниобидов. Согласно древнегреческой мифологии, Ниоба, дочь Тантала и жена фиванского царя Амфиона, возгордилась, имея шестерых сыновей и столько же дочерей, и заявила, что она плодовитее Лето, матери Аполлона и Артемиды. Боги покарали гордячку: Аполлон умертвил ее сыновей, Артемида — дочерей.
Дети Ниобы погибли один за другим, пав жертвой божественного правосудия, которое не потерпело высокомерия смертных. Статуя Ниобы, самая высокая в скульптурной группе, безуспешно пытается спасти младшую дочь, которая прижимается к ее лону. Когда же гнев богов утих, тела детей, пролежавших девять дней без погребения, были, наконец, преданы земле. Безутешная Ниоба вернулась в Фивы и там обратилась в камень, из которого, в память о слезах матери, забил источник.
Группа Ниобидов — часть большой скульптурной композиции, найденная в 1583 г. у Порта-Маджоре и датируемая приблизительно IV в. н.э. Фердиндо Медичи купил эти статуи и повелел дополнить их изваянием коня и недостающими фигурами детей Ниобы. Хотя статуй Аполлона и Артемиды в группе нет, дух бога искусств и богини плодородия, символизирующих также солнце и луну, присутствует повсеместно. Они изображены на одном из барельефов фасада, увековечены во многих скульптурах. Статуя Аполлона встречает гостей на главной лестнице.
Лес — самое мистическое место виллы. В глубине его высится искусственный холм с фонтаном на вершине. Он возник на месте древних святилищ Фортуны и Спес, тех самых, что были построены на рубеже III и IV вв. н.э. и снесены по приказу кардинала. Многие угадывают в этом странном холме черты Парнаса — горы, посвященной Аполлону и музам. Однако по другой, более вероятной гипотезе, холм мог стать мавзолеем Фердинандо Медичи, останься тот в Риме. Форма насыпи, в самом деле, напоминает очертания могильников этрусских царей, чьими наследниками считали себя Медичи. Более того, в ходе раскопок внутри Парнаса археологи обнаружили три помещения, выстроенные по образцу этрусских погребальных камер. Не исключено, таким образом, что уничтожение памятников античной классики и возведение на их месте этрусского могильника, призванного прославлять имя Медичи в веках, свидетельствуют о намерении кардинала утвердить господство Флоренции над Римом.
После отъезда Фердинандо Медичи из Вечного города в 1587 г., вилла стала постепенно приходить в упадок. В жизни же ее владельца, со вступлением на престол Великого герцогства Тосканского, начался новый блистательный этап.
Последняя масштабная реставрация садов, внутреннего убранства и росписей дворца, ознаменовавшая, по сути дела, новое рождение виллы, была предпринята французским художником польского происхождения Бальтюсом (настоящее имя — Бальтазар Клоссовски де Рола, 1908–2001), который руководил Французской Академией в 1961–1977 гг. В этот период появилась Турецкая комната, Японка за красным столом, ныне в Музее Центра Помпиду, Читающая Катя и другие шедевры.
В 1968 г. Римская премия была упразднена. Несмотря на это вилла Медичи по-прежнему принимает стипендиатов в возрасте от 20 до 45 лет, которых теперь премирует независимое жюри. В последние годы список дисциплин Французской Академии в Риме пополнился такими видами искусства, как дизайн, литературное творчество, кино- и фотоискусство, хореография, история искусств, кулинарное искусство. Сегодня, как и в минувшие столетия, вилла Медичи открыта для ученых и людей творческих профессий, для представителей различных школ и национальных культур.
Метро остановка Spagna, автобус остановка Spagna
А что вы думаете об этом? Делитесь в комментариях: