Александр Мельник
Автор
Автор
Иль-Джезу в Риме (итал. Il Gesù) считается главной церковью Ордена иезуитов. Возведена она была в XVI веке по решению Игнатия Лойолы – основателя и духовного покровителя Ордена. За своё существование Орден не раз был у власти и немало средств потратил на украшение и улучшение своего «дома», поэтому церковь Иль-Джезу в Риме – одна из красивейших во всей Италии.
Церковь Джезу задумывалась ещё в 1551 году основателем Ордена иезуитов Игнатием Лойолой. Через три года был разработан и представлен на рассмотрение первый проект церковного сооружения работы Микеланджело, однако он не был одобрен комиссией.
К идее возвратились только спустя 7 лет. Тогда за работу взялся архитектор Бароцци да Виньола, представивший собственную разработку проекта. Строительство началось в 1568 году, однако Виньола не дожил до окончания строительства и его дело продолжил ученик Микеланджело – Джакомо Делла Порта, выполнивший заключительные работы.
В 1584 году новая церковь была освящена, получив титул главной церкви Ордена Иезуитов.
Орден стал набирать мощь и силу и нередко ввязывался в европейские государственные занятия, с целью ещё большего укрепления своего влияния. В итоге несколько влиятельных семей повлияли на действующего тогда Папу Римского Климента XIV, который подписал указ об упразднении Ордена.
После этого главных членов сообщества выслали за пределы Европы, а принадлежавшие церкви богатства изъяли. Но после такого тяжелого удара, иезуиты всё-таки не сдались и продолжили свою деятельность.
По происшествию более 40 лет, в 1814 по приказу Папы Пия VII Ордену Иезуитов вновь дали право на существование и иезуитская церковь работает и по сей день.
Проект будущего собора разрабатывался в предвестнике барокко – стиле маньеризма. В линиях фасада смешиваются уже уходящая эпоха Возрождения и приходящее ей на смену барочное направление. Проектировал фасад Джакомо Делла Порто, и здесь, несомненно, чувствуются уроки его учителя Микеланджело.
Архитектор придумал ряд новшеств, позволивших скрыть некоторые особенности здания. В итоге фасад получился довольно аскетичным, что вполне соответствовало тогдашним канонам Ордена иезуитов.
Внутреннее убранство Иль-Джезу, наоборот, вызывает восторг своим великолепием. Наиболее интересным элементом собора является потолочная роспись – великолепная фреска руки Джованни Гаулли. Мастер творил её на протяжении 18 лет, начав работу в 22 года, а закончив к своему 40-летию.
Зато до сих пор посетители восхищаются потрясающей оптической иллюзией, невероятным превращением плоского изображения в трехмерное. Творцом потолочного декора и лепнины стал другой итальянский скульптор Антонио Рагги.
Главный церковный алтарь установлен на неоготическом пьедестале. Последний раз его обновили в XIX столетии, и тот самый алтарь и дошел до нашего времени. Расположенная здесь картина «Обрезание» прячет за собой скульптуру святого Сердца.
Церковная ризница относится к наиболее величественным сооружениям во всем Риме. Здесь, помимо позолоченной обозначения имени Иисуса «IHS» находится ряд художественных работ руки флорентийских мастеров.
Капелла святого Игнатия сооружена согласно проекту Андреа Поццо, входящего в Орден иезуитов. Его работа стала победителем в открытом конкурсе 1695 года. Скульптурный монумент святого Игнатия обрамлен двумя композитными колоннами.
Сама статуя разместилась в углублении, которое закрывает собой полотно Андреа Поццо с очертаниями святого. Алтарь инкрустирован драгоценными камнями, лазуритом и мрамором. Под алтарем хранятся мощи Игнатия. На нижнем срезе расположены скульптуры Веры и Религии, одолевающие Язычество и Ересь.
Капелла святой Троицы украшена фресками работы Агостино Чампелли и полотном под названием «Святая Троица». В алтарном хранилище реликвий находится предплечье замученного украинскими казаками иезуита-мученика Андреа Боболи, причисленного к лику святых в 1930-ых.
Капелла святого Семейства посвящена Рождеству. На ней – картины, изображающие, небесное празднество церковного торжества и 2 сцены: «Объявление пастухов» и «Избиение младенцев». Капелла имеет четыре статуи, символизирующие Рассудительность и Целомудрие, Справедливость и Стойкость. Покровителями капеллы считалось семейство Черри, чьи захоронения находятся здесь же.
Капелла Мадонны получила свое наименование от чудотворной фрески, история которой уходит корнями в далекое 13 столетие, где она находилась в небольшой церкви Альтиери. Сейчас рядом с ликом Мадонны расположены фрески Уэлса. На полу лежит уникальный вид мрамора, усеянный золоченными бронзовыми звездами. Некоторые жизненные сцены Мадонны представлены на стеновых деревянных панелях капеллы.
Капелла святого Франческо Борджиа посвящается каталонскому вице-королю. После того как Франческо овдовел, он отказался от всех своих званий и привилегий, уйдя в Орден Иезуитов и высоко поднявшись впоследствии его иерархии.
За это его указом Папы Климента X в 1671 причислили к лику святых. По бокам алтаря, декорированного полотном «Святой Франческо Борджиа в молитве», расположены фигуры апостолов, сделанные из бронзы.
Капелла святого Франциска Ксаверия посвящена человеку, выполнявшему проповедническую миссию на острове Шанчуань, на котором он и завершил свой жизненный путь. Алтарь украшен иконой «Смерть Ксаверия», внутри капеллы находятся фрески с изображениями самого Франциска. Рядом с алтарем, в серебряном хранилище для реликвий, хранится правое предплечье святого.
Via degli Astalli, 16
Автобусом № 30, 40, 46, 62, 64, 70, 81, 87, 130F, 190F, 492, 628, 916 до остановки Largo Torre Argentina или Plebiscito;
Пешком можно дойти от площади Венеции.
Вход свободный
При храме организован Музей, где сберегаются наиболее ценные реликвии, имеющие прямое отношение к Ордену Иезуитов.
А что вы думаете об этом? Делитесь в комментариях: