
Александр Мельник
Автор
Автор
Поднявшись с площади Микеланджело и пройдя по тихим улочкам, Вы очутитесь возле этой удивительно красивой церкви.
Отсюда открываются прекрасные виды на город. Церковь Сан-Миниато особенно хороша при вечерней подсветке, которая делает ее мраморную отделку сверкающей.
Первый флорентийский мученик по имени Миниато (Минас, Миниас) имел, вероятнее всего, армянское происхождение и оказался в Италии около 250 г.
Легенда гласит, что сначала он был богат и расточителен, а затем изменил свое мировоззрение и удалился в пещеру. В период, когда император Деций устроил гонения на христиан, Миниато отказался поклоняться языческим богам, был подвергнут пыткам и обезглавлен. По преданию, он поднял собственную голову и, держа ее в руках, отправился в родную пещеру умирать.
В IV в. на том месте, где находилось убежище Миниато, появилась часовня. В XI в. епископ Гильдебранд построил здесь церковь, долгое время считавшуюся красивейшей в городе. Рядом с ней вырос бенедиктинский монастырь, примкнувший затем к клюнийской конгрегации. В 1373 г. базилика Сан-Миниато аль Монте (Basilica di San Miniato al Monte), или святого Миниато на горе, перешла к оливетанцам, которым и принадлежит до сих пор.
Любопытно, что в эпоху Ренессанса романская церковь не реконструировалась. Только в 1523-1535 г.г. Баччо д Аньоло построил приземистую колокольню, а Джузеппе Поджи создал великолепную лестницу из белого мрамора.
Фасад базилики, украшенный разноцветным мрамором, является образцом тосканского стиля. Его нижний ярус разделяют пять полукруглых арок. В первой, третьей и пятой имеются дверные проемы, а в качестве украшения для двух других использованы панели из разноцветного мрамора.
Декором верхнего торца центрального нефа служат геометрические фигуры: круги и прямоугольники. Косая штриховка покрывает скаты боковых нефов. Фронтон украшен инкрустированным орнаментом.
В верхней его части находится мозаика «Христос между Мадонной и святым Миниато», датируемая XII в.
Внутреннее убранство трех нефной базилики Святого Миниато на горе, не имеющей трансепта, выполнено в романско-флорентийском стиле.
На полу центрального нефа выложена мраморная мозаика, на которой изображены знаки Зодиака и символические животные. Стены храма украшают фрески XIII-XIV в.в.
Крипта базилики, окруженная решеткой из кованого железа, была создана в 1338 г. В ней находится алтарь XI в. с мощами святого Миниато. Своды крипты в 1341 г. были расписаны Таддео Гадди, однако до наших дней сохранились лишь остатки фресок.
В Пресвитерии установлены кафедра, изготовленная в 1207 г., и сиденья из резного дерева. В полу купольной конхе апсиды в 1297 г. была выполнена мозаика, на которой изображены Христос на троне, Дева Мария и король Армении, возлагающий корону на истинного царя.
Сакристию украшают фрески со сценами из легенд о святом Бенедикте, созданные Спинелло Аретино в 1387 г.
Капелла Святого Иакова, известная также как Капелла Португальского кардинала, построена в 1459-1467 г.г. и украшена росписями Антонио Манетти, Пьеро дель Полайоло, Алессио Бальдовинетти. Ее декорированием в 1461-1466 г.г. занимался также Лука делла Роббиа.
В капелле находится гробница кардинала Джакомо ди Лузитания, созданная в 1461 г. Антонио Росселино.
Капелла Распятия в центре базилики построена по проекту Микелоццо ди Бартоломео. Ее свод украшен Лукой делла Роббиа.
Рядом с церковью расположен монастырь 15 века. При осаде города испанцами в 1530 году, Микеланджело возвел стены, защищающие монастырь и дворец епископа.
Рядом с храмом находится кладбище, на котором похоронены создавший Пиноккио писатель Карло Коллоди и другие деятели науки и искусства.
Предлагаем видео обзор для “живого” ознакомления с архитектурной особенностью и шедеврами Сан-Миниато-аль-Монте.
Церковь находится на левом берегу Арно, до нее можно добраться на городском автобусе 12 (можно доехать от вокзала Санта Мария Новелла) и 13.
От смотровой площадки на Площади Микеланджело до церкви можно дойти за 5-7 минут.
А что вы думаете об этом? Делитесь в комментариях: