
Александр Мельник
Автор
Автор
Золотой Дом Нерона в Риме – уникальный дворцово-парковый ансамбль античности, самая крупная из существовавших в Европе городских резиденций правителя.
Для начала, чтобы узнать об уникальном Доме Нерона, давайте познакомимся с Нероном и узнаем, кем был этот человек.
Император Нерон – один из самых жестоких и деспотичных императоров Древнего Рима. Античные историки описывают его как хладнокровного убийцу, который ради власти не остановился даже перед убийством собственной матери.
Когда Нерон пришел к власти, на холме Палатине, где обычно селились римские императоры, свободного места не осталось. Этот маленький холм полностью был застроен дворцами и храмами предыдущих правителей и места для постройки нового императорского дворца на нем не было. Пустовал лишь тот участок холма, на котором монархи любили прогуливаться и встречались с народом.
Пожив немного во дворце Калигулы, который Нерон прозвал жалкой лачугой, новый император решает построить дворец, достойный своего величия.
Римский дворец Нерона, получивший впоследствии название Золотой Дворец, берутся проектировать знаменитые архитекторы того времени Север и Целер. Они планировали воздвигнуть не только дворец, но и громадный дворцовый комплекс, включавший в себя поля, луга, рощи, искусственные пруды, виноградники и сады.
Архитекторы задались целью создать в центре Рима не просто дачную резиденцию, а целый мир в миниатюре. Резиденция императора должна была соединяться со всеми частями Рима и представлять собой небольшой город, выстроенный в окружающей его деревне.
Но долгое время Нерону не удавалось найти в Риме удобное и достаточно большое место для возведения своего дворца. Он мог позволить себе выкупить на территории Рима частные владения, но некоторые храмы и здания не мог снести даже император.
И неожиданно в 61 году н.э. в Древнем Риме случается пожар, уничтоживший практически всю древнюю часть города. Некоторые историки убеждены, что инициатором этой катастрофы являлся сам Нерон, одержимый строительством своей резиденции. Сразу после пожара император начинает восстановление города с большой энергией и энтузиазмом, а параллельно закладывает фундамент своего дворца.
По-настоящему строиться Золотой Дом начинает в 64 году, а уже в 68 Нерон въезжает в недостроенный комплекс, поскольку здание уже имело внутреннее убранство. Но в том же году против правителя начали восстание испанские и галльские легионы, к которым присоединилась преторианская гвардия. В результате этих событий император покончил с собой, а после смерти Нерона дворец был заброшен.
В годы правления Тита Золотой Дом частично сгорел, частично был разобран, а вся территория в 79-81 годах была полностью перепланирована.
На месте дворца были построены:
Низменности были засыпаны землей, что и позволило сохраниться некоторым залам дворца.
Останки Золотого Дома обнаружили в XV столетии, при исследовании учеными более поздних строений. В 1981 году дворцово-парковый комплекс был закрыт на реконструкцию, а торжественное открытие состоялось в 1999 году.
Но даже после серьезных укреплений Золотого Дома императора Нерона в 2001 году дворец все равно частично разрушился из-за мощных дождей: влага просочилась в древнюю кладку и повредила ее. После этого случая вход во дворец строго регулируется городскими властями.
Золотой Дом в Риме можно назвать самым большим комплексом своего времени. Его площадь включала в себя более 130 гектаров. Многие современники Нерона шутили, что если бы император разрешил, его дворец без проблем смог бы вместить всех жителей Рима.
Дворец был назван золотым из-за позолоченного купола, который, кстати, впервые был применен в Риме не в храмовой постройке.
Главный вход в Золотой Дом украшала 35-метровая статуя императора Нерона, изображавшая правителя в образе Солнца. Многие ученые сравнивают это творение со знаменитой статуей Колосса Родосского.
По замыслу Нерона, его новая обитель должна была стать местом, в котором будет находиться бог. Связано это было с тем, что Нерон вполне серьезно приравнивал себя к богу Солнца, а также часто и вовсе отождествлял себя с ним. Даже название дворца указывает на это – его можно трактовать не только как символ богатства его внутреннего убранства, но и как отсылку к тому, что здесь обитает сам Гелиос.
За вестибюлем дворца находился огромный портик, полностью занятый холмом Велия. За этим портиком было расположено искусственное озеро, наполнявшееся соленой морской водой. На этом озере часто устраивались лодочные прогулки.
В садах и парках играли затейливые фонтаны, в прудах плавали разноцветные рыбы и плескались птицы, по акведукам текла вода, в лесах гуляли прирученные дикие звери. По берегам прудов и в зелени деревьев белели статуи.
Освещение Золотого дома Нерона было тщательно подумано: солнце проникало даже в самые отдаленные комнаты и наполняло их светом. Через специальные отверстия в потолке и стенах солнечный свет направлялся на позолоченные фрески и струи воды.
Внутреннее убранство дворца было очень богатым и отличалось великолепием и пышностью. Фрески на мифические сюжеты украшали практически все стены внутри комнат дворца, и в их деталях использовался не только мрамор, но и золото.
Интересным является и тот факт, что во время строительных работ Севером и Целером был использован недавно изобретенный цемент, и их считают первыми, кто стал пользоваться этим материалом. Благодаря такой инновации, купола и арки не нуждались в опорах мощных стен, и дворец получился на вид очень легким и воздушным.
Стены всех помещений украшали разных сортов мрамор и обильная позолота. Белый грунт потолков и стен был заполнен живописными панно. В залах, где проходили пиршества, ажурные потолки могли раскрываться, и тогда на находящихся внизу людей рассеивались благовония или сыпались цветы.
В главном восьмиугольном зале потолок был выполнен в виде безостановочно вращающегося небесного свода. В термах можно было искупаться в серных и минеральных водах.
Почти в каждом зале были интересные технологические сюрпризы, например, приводимый в действие вручную первый в истории лифт или самый крупный в мире гидравлический орган.
Некоторые помещения были полностью покрыты золотом, перламутровыми раковинами и драгоценными камнями. Всего во дворце было более ста залов.
Археологические источники свидетельствуют, что проект был реализован Нероном на 70-80%: большинство зданий было построено и отделано внутри, вся территория спланирована и озеленена.
Доехать удобнее всего на метрополитене до станции Colosseo или на автобусах № 53, 75, 80, 85, 87, 186, 810, до остановки Colle Oppio.
А что вы думаете об этом? Делитесь в комментариях: